Консультацию подготовили воспитатели Лапина Любовь Валерьевна и Балахнина Светлана Юрьевна
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей.
Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, помогающее ему в дальнейшем успешно справиться со школьной программой.
Функциональная готовность ребенка – это комплекс физиологических и психических качеств организма любого ребенка – дошкольника 6 – 7 лет: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка, особенно с задержкой психического развития, оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.
Главное, у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что не все дети хотят в школу: трудно учиться, в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, каникулы. Но это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе.
Если ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то возможны трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.
Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:
— негативно относится к любой умственной деятельности;
— не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
— не может подчиняться правилам;
— не может подобрать синонимы или антонимы;
— не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
— не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
— не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца (копирование).
Мотивационную готовность к школе определяют не только умение читать, считать, писать. Хорошо, если до школы ребенок научится читать и писать. Но это всего лишь навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка, если, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Иногда родители отдают все силы, чтобы научить ребенка читать и считать, но, как только он освоит это, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Обучение чтению и счету – важная часть в развитии ребенка.Но важнее — желание узнавать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
Рекомендации родителям в подготовке детей
с ЗПР к школе и выбору школы
Для предотвращения негативных сторон при подготовке ребенка к обучению в школе родителям следует:
— рассказать ребенку, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах показать важность уроков, школьного распорядка;
— воспитывать интерес к получению новых знаний, их содержанию;
— никогда не говорить, что в школе неинтересно.
Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых вопросами «почему?» и «когда в школу?». Такое желание следует поощрять и поддерживать, приобретая доступную познавательную литературу, читать, рассматривать иллюстрации вместе с ребенком, обсуждать наиболее понравившиеся моменты, выполнять при желании и необходимости зарисовки и т.д.
Признаки готовности к школе:
— сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
— достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
— способность к выполнению основных мыслительных операций;
— достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
— развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
— определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении с взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт;
— быть дисциплинированным.
Дошкольный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.
Детям с задержкой психического развития рекомендуем записываться в ближайшую от места жительства школу, так как ребенок чувствует себя при этом более комфортно и процесс социальной адаптации проходит для него легче и эффективнее; в класс со стандартной моделью обучения, чтобы ребенок испытывал позицию успеха, мог применить полученные в детском саду знания и умения; уменьшить на первое время физическую нагрузку и количество посещений секций или кружков, в которые ребенок ранее записался.