«Развиваем внимание, память, мышление детей 6–7 лет с задержкой психического развития»

Сен 20, 2022

Консультацию подготовила учитель-дефектолог Лебедева Любовь Аврельевна

Возраст (6–7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является развитие у ребёнка психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти и речи.

Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребёнка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. В норме ребёнок начинает сознательно направлять его и удерживать на определенных предметах и объектах. Ребёнок с ЗПР нуждается в помощи взрослого (педагога, родителя).

В возрасте 6-7 лет дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, им нравятся коллективные и настольные игры. Задача родителей-развивать в своих детях любознательность, выдумку и инициативность. Развивающие игры для детей 6-7 лет должны способствовать развитию умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении ребёнка в школе. В этом возрасте отлично подойдут игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Самой высшей формой деятельности человека является мышление. Но оно не появляется из ниоткуда в зрелом возрасте. Конечно, существуют определенные предпосылки к его развитию, но этот психический процесс можно и нужно развивать, и лучший способ сделать это-игра. Необходимо также помнить, что мышление неразрывно связано с речью.

Предлагаемые игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым (пусть пока и банальным) вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоятельно мыслить.

«Найди лишнее слово»

Составьте серии слов, в каждой из которых одно слово будет отличаться от других по некоторому признаку (например, храбрый-смелый-злой-отважный). Предложите ребенку определить это лишнее слово. В серии может быть от трёх до пяти слов (по возможностям ребёнка).

«Бывает — не бывает»

Бросайте ребёнку мяч, одновременно называя какую-нибудь ситуацию. Ребёнку надо поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбивать его, когда такая ситуация в принципе невозможна (например: кошка хочет пить, самолет идет по земле и др.)

«Угадай по описанию»

Взрослый дает описание некоторого предмета, а затем просит угадать, о чем он говорил. Говорить можно о чём угодно — об овощах, игрушках, животных. Если ребёнок колеблется с ответом, можно выложить ему подсказку в виде картинок.

«Кто кем будет»

Ведущий описывает (показывает, называет) явления и предметы, а ребёнок ответить на вопрос, как и во что они изменятся или превратятся. Ведущий называет, к примеру: желудь, гусеница, яйцо, икринка и др. При этом на один вопрос может существовать не один ответ, и любознательный ребёнок может привести несколько, за что его необходимо поощрить.

«Общие слова»

Взрослый предлагает ребёнку назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой-тот теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие кустарники, деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних зверей, наземный или воздушный транспорт и так далее.

Память ребенка в детстве неразрывно связана с его интересом. Память является комплексным процессом восприятия, обработки и хранения информации, но изначально запоминается лишь то, что интересно. Нарушение на любом из этапов работы с информацией может вызвать в дальнейшем у ребёнка трудности в обучении. Предложенные игры направлены на тренировку памяти ребёнка, обучение логическим приёмам запоминания.

«Стирай!»

Ребёнок рисует мелом на доске или карандашом на листе бумаги «рожицу». Затем взрослый завязывает ему глаза, и ребёнок должен стереть некоторые части «рожицы» в соответствии с указаниями, которые дает ведущий, и в той же последовательности (например, сначала глаз, затем подбородок и т. д.).

«Что исчезло?»

Разложите на столе несколько предметов (картинок) и попросите ребёнка внимательно их рассмотреть. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает один предмет и предлагает посмотреть, вспомнить и назвать, что исчезло.

Разновидность этой игры: оставшиеся предметы на столе смешиваются, ребёнку предлагается назвать их исходную последовательность.

«Пиктограмма»

Взрослый называет слова и словосочетания, а ребёнок зарисовывает их в виде любых рисунков и называет исходные словосочетания («читает свои рисунки»).

Любопытно, что дети могут нарисовать и такие, казалось бы, абстрактные понятия как добро и зло, счастье или печаль, отображают эмоциональное состояние человека.

«Волшебный мешок с подарками»

Взрослый высыпает на стол несколько предметов, из тех, что привычны ребёнку и используются им. Ребёнок рассматривает их в течение одной минуты, а затем взрослый убирает предметы в мешок и задает вопросы о них (например: какого цвета была резинка для волос? сколько было синих карандашей? …).

«Вспомни и назови»

Взрослый называет ребёнку 10 простых слов (например, стол, ель, мяч, конфета, слон, дождь и т. д.) . Затем предлагает вспомнить и назвать все слова в том порядке, в каком они были названы. Еще интересней эта игра становится, если попросить ребёнка «нарисовать» эти слова, пусть даже весьма схематично. В эту игру можно играть с двумя-тремя детьми одного возраста, пусть каждый «рисует» слова, которые запомнил. Для внесения в игру элемента соревновательности можно засчитывать за каждое правильно названное слово баллы. Бонус можно ввести за правильно угаданный порядок слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *