Консультацию подготовила учитель-дефектолог — Лебедева Любовь Аврельевна.
Недавно ко мне на консультацию привели трехлетнего мальчика. При исследовании понимания речи я хотела использовать одну из русских народных сказок. Когда я спросила маму малыша, какие русские сказки она читает ребенку, мама дала мне ответ, от которого я просто обомлела: «А зачем читать русские сказки? Он каждый день смотрит «Машу и Медведя». Так хотелось ответить: «Возможно поэтому вы привели неговорящего ребенка ко мне на консультацию». И я таки оказалась права. Главной причиной нарушения развития была педагогическая запущенность. И ребенок получил заключение: Задержка психо-речевого развития.
Дорогие мамы и папы! Запомните, что лучшего материала для развития речи вашего крохи, чем русский фольклор, нет и не будет. Это не только мудрые и волшебные русские сказки, но и потешки, пестушки, прибаутки, скороговорки, загадки, колыбельные.
Еще до рождения малыша мама может общаться с ребенком. Исследования доказали, что с пятого месяца внутриутробной жизни кроха слышит и узнает голос мамы, реагирует на него. Пойте своему будущему сыну или будущей дочке колыбельные. Исследователи говорят, что после рождения малыш будет хорошо засыпать именно под эти песни.
В русском фольклоре есть все.
Прежде всего, это потешки и пестушки для детей первого года жизни, которые сопровождают малыша в процессе всего дня. «Водичка, водичка, умой мое личико» — для умывания. «Наша Маша маленькая, у ней шубка аленькая» -для одевания и так далее.
Пальчиковая гимнастика? Пожалуйста» «Сорока кашу варила».
Уточнение произношения простых звуков и работа над четкостью дикции? Чудесные упражнения — скороговорки. «От топота копыт пыль по полю летит».
Развитие памяти? Сказки с повторами: «Колобок», «Репка». «Теремок». Кстати, именно сказки с повторами обожают дети третьего года жизни. Они могут слушать одну и ту же сказку несколько раз в день.
Начинайте с самых простых сказок уже в год-полтора. Это «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и козлята». Выразительно рассказывайте сказки ребенку, показывайте все, о чем читаете на картинках. Книжки должны быть большими и яркими, с хорошими иллюстрациями. Книжки! А не сказки в гаджетах. Ребенок должен слышать родной живой голос. Он должен общаться с вами. Общения с гаджетом не будет!
Задавайте малышу вопросы: «Кто снес яичко? Покажи. Кому курочка снесла яичко? Покажи на картинке. Кто разбил яичко? Покажи пальчиком».
Ребенку третьего года жизни можно читать «Колобок», «Гуси-лебеди», «Бычок — смоляной бочок». Не забывайте проводить работу по картинкам, беседуйте с малышом, подталкивайте малыша к тому, чтобы он пытался договаривать за вами предложения или даже воспроизводить какие-то фрагменты сказки. Возьмите игрушки и разыграйте сценки из сказки на столе. Малыш с удовольствием примет участие в этом действии.На четвертом году жизни количество сказок, которые интересны и понятны ребенку, становится шире. Это и «Кот, Петух и Лиса», «и «Заюшкина избушка», и «По-щучьему велению». Играйте в сказки, разыгрывайте сценки из них. Допускайте ошибки при повторном чтении. И вы увидите, что ребенок все хорошо запомнил. Он будет вас исправлять и правильно пересказывать сказки. Покажите ребенку, как можно рисовать героев сказок и сценки из сказок. Пусть рисует и рассказывает, что он рисует.
Ребенку старшего дошкольного возраста с пяти до семи лет можно читать любые сказки. И не только русские народные, но и сказки А. С. Пушкина, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро. Читайте, обсуждайте прочитанное, выясняйте, кто из героев понравился ребенку и почему.
Если есть возможность, ходите в театр на спектакли по сказкам, смотрите старые советские мультфильмы. И самым ценным при этом будет ваше общение и обсуждение прочитанного или увиденного с сыном или дочерью. Я до сих пор вспоминаю, как папа читал мне сказки Пушкина наизусть, а я рассматривала иллюстрации в книге. А с мамой мы впервые ходили в Мариинский театр на балет «Золушка», когда мне было всего три года, но я помню этот день и свой восторг от увиденного. Открывайте своему ребенку волшебный мир книг. Это сыграет очень важную роль в его развитии. Успехов вам!.