Консультацию подготовила музыкальный руководитель — Гусева Вероника Александровна.
Каждый человек от природы наделен задатками к музыкальной деятельности — то есть физиологическими особенностями. Это, например, строение органов слуха или гортани. Чувство ритма также заложено в человеческом организме на уровне физиологии – биение сердце, равномерное дыхание, пульсация шага, цикличность процессов сна и бодрствования. Звуковысотный и тембральный слух также присущи каждому человеку – ведь и самый маленький ребенок по тембру отличает папин и мамин голоса. А эмоциональная реакция на музыку! Она свойственна только людям. Кстати, все эти особенности позволяют успешно заниматься музыкой даже глухим людям!
Итак, ученые и музыканты давно пришли к выводу, что по природе музыкален любой человек. Но каждый ли становится музыкантом? Отчего-то нет… Чтобы способность к занятиям музыкой перешла в актуальную форму, ее надо развивать. Без развития невостребованные способности постепенно сходят на нет и восстановлению поддаются с огромным трудом. Поэтому развитием необходимо заниматься с самого юного возраста. Но тут возникает другой вопрос: а стоит ли? Для современных родителей важнее дать ребенку английский язык, компьютерные курсы, танцы и спорт. С этим никто и не спорит, это важно. Ну так стоит ли тратить драгоценное время наших малышей еще и на музыку? Зачем ему нужны РАЗВИТЫЕ музыкальные способности?
Ответы есть опять же у ученых. Давно известно, что особенности мыслительной деятельности детей заключается в их образном, творческом восприятии мира, за которое отвечает правое полушарие мозга. Взрослые же мыслят левым полушарием, отвечающим за логику и речь. Нам, взрослым, крайне важно «подтянуть» малыша до себя – ведь мы хотим, чтобы ребенок чисто говорил, успевал по всем предметам в школе и вообще был «умничкой». Большинство занятий рассчитано именно на развитие логики, памяти и мышления, что активирует работу правого полушария, но, увы, угнетает работу левого полушария. Отсюда усталость и стрессы, нежелание учиться и т.д.
Занятия же музыкой – пение, игра на инструменте, ансамблевое музицирование и даже просто слушание верно и по возрасту подобранной музыки — координируют работу обоих полушарий, радуя «творческое» правое полушарие и ненавязчиво включая в работу «логическое» левое.
Доказано, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
Итак, вопрос решен: ваш ребенок будет посещать музыкальные занятия и развивать свои музыкальные способности. Достаточно ли занятий в детском саду для настоящего развития? Конечно, нет.
Как не выучить языка (родного или иностранного) только на уроках, без погружения в языковую среду, так и музыку не изучить без погружения в музыкальную среду.
Чем родители-не музыканты могут помочь своему малышу для развития его музыкальных задатков?
Созданием этой особой среды!
Всего-то и надо просто музицировать вместе с ребенком. Петь ему колыбельные или детские песни, с прибаутками умываться, с частушками гулять, с попевками заниматься домашними делами; вовлекать в игру на музыкальных инструментах, отстукивать ритм по кастрюлям и табуреткам, озвучивать детские игры всевозможными звуками собственного производства; обращать его внимание на музыкальное сопровождение мультфильмов и детских фильмов, позволять играть на компьютерах и планшетах со специальными музыкальными приложениями и т.д.
Очень желательно, чтобы дома были какие-то из детских музыкальных инструментов:
- колокольчики и маракасы
- шкатулки и шарманки
- барабаны, бубны и тамбурины
- металлофоны и ксилофоны
- детские гармошки, пианино и синтезаторы
- игровые микрофоны, игрушечные гитары и балалайки
- музыкальные «поющие» книжки с детскими песенками по возрасту
- всевозможные «шумелки» и «стучалки», «дуделки» и «свистелки»
Эти инструменты – не простые игрушки. Они должны лежать так, чтобы ребенок их видел (и не забывал об их существовании), но не мог сам взять. Особенно поначалу. Иначе, безусловно, будет только бесконтрольный шум.
Эти инструменты вовлекаются в игры вместе с родителями: протрубить военный сбор в играх с папой, сыграть куклам импровизированную польку или колыбельную с мамой.
Можно с ними учить стихи для праздника в детском саду (ритмично отстукивая доли погремушкой); можно устраивать домашние концерты для бабушки и дедушки; можно импровизировать и сочинять свои собственные ритмо-стихи и песенко-танцы; можно иллюстрировать музыкальными звуками рассказ сказки или показ сценки в домашнем театре.
Разрешите детям играть с музыкой! Для них она станет таким же гармоничным дополнением их детства, как карандаши и краски, пластилин и конструктор.
Только даст намного больше.