Подготовила: воспитатель высшей категории С. М. Рубцова
«Вежливость ничего не стоит, но приносит много» (М. Монтегю)
«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребёнка — невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок — невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».
- Если ребёнок перебивает взрослых…
«Не перебивай меня, не перебивай!» — так поётся в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он её не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых?
«Наш сын Ваня (2 года З месяца) не дает нам поговорить, он постоянно требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т. п. Когда мы с мужем разговариваем, Ваня влезает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».
Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.
Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать, что он:
- не умеет слушать;
- проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
- хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
- не обладает достаточным запасом терпения;
- недополучает родительского внимания.
«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
1. Заранее договоритесь с ребёнком о том, чтобы, когда к вам придёт гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребёнок хочет вам сказать, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.
З. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.
4. Показывайте пример для ребёнка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.
5. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
6. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
7. Сами никогда не перебивайте ребёнка!
Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребёнок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры — это может быть одним из симптомов гиперактивности.«Если ребёнок не здоровается»
Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 4 лет, у которого проявления невротического ступора случались каждый раз в ситуации прощания и приветствия, мы вместе с родителями придумали увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т п.. Васе понравились такие весёлые способы, а однажды, когда прошло уже несколько месяцев, мы услышали от мальчика вслед за мамой сказанное им приветствие: «3дравствуйте!»
Причиной того, что ребёнок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера. Приведем пример. Состав семьи: мать (26 лет), отец (32 года), сын Денис (4 года), бабушка (папина мама, 60 лет), дедушка (папин папа, 67 лет), дядя (папин брат, 26 лет). Мама обеспокоена: «Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит «до свидания», не говорит «спасибо», может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: «Я с тобой не дружу!» Он вредный мальчик, который делает все поперёк. Он, пожалуй, такой же, как я!»
Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведёт, но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в которой волшебные слова просто не могут жить.
«Как помочь ребёнку быть вежливым»
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
4. Сделайте для ребёнка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребёнок.
6. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.
7. Учите вежливости вежливо!
«Если ребёнок ругается матом»
Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда — то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза, тому с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка. За психологической помощью обратилась мама (30 лет): У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла.
Кирилл (4 года 7 месяцев) единственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведения, означающего: Обратите на меня внимание. Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб всё время, в ночной клуб» Мама Кирилла не работает в отличие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда папа приходит домой, мама уходит развлекаться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присутствии сына.
Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестываю когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций. Некоторые дети не могут найти слова для названия переживаемых состоянии. «Наш сын (4 года 6 месяцев) ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать — ничего не помогает! Как быть?»
Дело в том, что ребенок четырех лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра — слова — то у вашего сына мусорные).
Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т. п.
«Как отучить ребёнка ругаться матом»
1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать мусорные слова.
2. Не спрашивайте (даже если очень хочется) у ребенка, где он услышал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!
4. Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
5. При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.
6. Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.
7. Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.