«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Мар 27, 2021

Подготовила: воспитатель Чурикова С.А.

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование
здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека
уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

     Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его
здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье
в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение
в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно
следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ,
заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план
задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка
умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной
грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к
здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или
медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а
формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и
воспитывался ребенок.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные
российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в
семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного
отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть
здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность,
главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за
сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет
взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь
здоровья.
Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по
пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно
следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ,
заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план
задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка
умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания,
позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и
исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон,
оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену,
нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в
детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и
пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития
кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного
подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед
экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие
основные знания, навыки и умения:
— знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и
др.;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход
из них;
— умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда
обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в
жизнедеятельности организма человека;
— умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания,
понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и
его коррекции;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и
других;
— знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их
использования;
— знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных
заболеваний;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход
из них;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах,
обморожениях;
— знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
— уменьшение заболеваемости;
— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и
другими людьми;
— снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно
только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания
в семье и детском саду.

http://ped-kopilka.ru/blogs/iraida-yurevna-ljapunova/-9-shagov-k-zdorovoi-zhizni.html

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *