Консультацию подготовила учитель-дефектолог Лебедева Любовь Аврельевна .
Приучение ребенка к чтению — очень важный аспект развития, интеллектуальных способностей детей, а также их духовности.
Надо ли читать детям?
Во-первых, пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.
Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.
В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с ребенком, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.
Что и как читать детям?
- Книга должна быть хорошего качества, с красочными картинками,
понятным самому родителю сюжетом. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст.
В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
- Читать нужно регулярно, понемногу, но каждый день. Так вы
постепенно сможете создать потребность в каждодневном чтении.
- Выбирайте правильное время для чтения.
- Постарайтесь заранее прочесть книгу, которую собираетесь читать ребенку.
- Выбирайте книги, которые удовольствием воспринимает ваш ребенок.
Каждый ребенок является индивидуальностью, то, что интересно одному ребенку, может не нравиться другому.
- Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно
назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения.
- Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка.
Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, стихи, песенки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Характерной особенностью детей этого возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Поэтому малышам так интересны произведения
русского фольклора. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, бытовые и волшебные сказки, со сложными поворотами сюжета, с превращениями и неизменным счастливым концом, книги о приключениях, о природе, о животных, о космосе и т.п. Им нравятся длинные истории с большим количеством героев, поэтому смело можно читать более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, сложные художественные приемы.
- Дети любят, когда им много раз подряд читают одну и ту же книжку.
Наберитесь терпения и читайте сказку столько раз, сколько просит ребенок.
- Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, показывайте ребёнку,
что чтение вслух доставляет вам удовольствие.
- В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность
говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча слушать.
- Знакомство с литературным произведением происходит на слух,
поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.