Как помочь тревожному ребенку?

Ноя 20, 2022

Консультацию подготовила педагог-психолог Бабенко Светлана Валентиновна.

Причины тревожности

Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов, в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Стоит отметить, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.

Нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках. Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами. Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку родителей и педагогов.

Как родители могут помочь ребенку преодолеть тревожность?

Помощь тревожным детям необходимо оказывать в трех основных направлениях:

  1. Повышение самооценки. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней. Причем ребенокобязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Не сравнивайте личность ребенкас личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно, то есть таким каков он есть. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями или неудачами.
  2. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожныхдетей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочьдетям снизить напряжение и мышечное, и эмоциональное, можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения.
  3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенокне говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные»случаи из жизни ребенка. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» — взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.

Родителям важно знать

Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право.

Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами.

Научите его говорить об этом, вместе ищите выход.

Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т. д. 

Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»).

  1. Если в саду ребенокпропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным, избегайте перегрузок.
  2. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка– предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  3. Заранее готовьте тревожного ребенкак жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  4. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то., но потом произошло то-то и мне удалось.»
  5. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание.
  6. Важно научить ребенкаставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  7. Учите ребенка расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем и т. д.)и адекватно выражать негативные эмоции.
  8. Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта. Это очень важно для вашего малыша.
  9. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!»)
  10. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенкубез всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  11. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенкус трудом дается что-то, лучше лишний раз помогитеему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  12. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *